peperoncini 

24 Июня 2017

Присоединяйтесь к нам:
f_bookv_kontaktet_twitterInstagram

Наш район

Назад Общество Городские новости Лечиться даром- даром лечиться?

Лечиться даром- даром лечиться?

vrachdengiТак давным - давно говорят в народе. Что бы в этом полностью удостовериться обратимся к некоторым фактам нашей жизни. За четверть века независимости Украины пост министра здравоохранения занимании около двух десятка человек. Не так уж мало. Не правда ли? Но вот интересным остается тот факт, что практически каждый, кто занимал этот пост, «грозился» провести коренную перестройку медицинской отрасли. Но, тем не менее, все оставалось « на кругах своих», а ответы должностных лиц выражались в том, что им не давали сделать задуманное. К сожалению, это не так уж далеко от истины.

Нет пророка в своем Отечестве

Мы повторяем эти слова, видя, как люди не умеют порой ценить заслуги своих близких и  соотечественников. Опять же обратимся к некоторым фактам нашей жизни. «Далеко ходить» не будем. Первое и, наверное, самое главное состоит в том, что труд врачей сегодня не оценивается должным образом. Итогом этого становится то, что ежегодно из нашей страны « в пошуках кращої долі» уезжают работать по всему миру не одна тысяча высококвалифицированных врачей, которые трудятся там не по специальности. Но, что остается делать, если заработная плата на Родине далека от вкладываемого труда? Труд няньки за рубежом так далек от квалификации врача, но плата за него значительно выше, чем на Родине. Вот и получается такой «перекос» в работе и отдаче своих сил. Кадровый потенциал медицинских учреждений в небольших городах, и более того в районных центрах, по оценкам специалистов отрасли, составляет не более 70%, а вакансии в этих регионах составляют около двух десятков тысяч человек. Разговаривая с медицинским персоналом отделений больниц, в которых волей судьбы мне приходится проходить лечение каждые полгода, приходишь к неутешительным выводам. Нет в стране медицинской реформы, а «на лицо», если это можно так назвать медицинская катастрофа. Опять же нужны факты. Пожалуйста. Это характеризуется, по оценкам медицинского персонала, ростом и объемом различного рода отчетностей. Сам лично наблюдал, как медицинские сестры трепетно относятся к используемым шприцам и системам, расход которых необходимо скрупулезно отражать в специальном журнале. Это касается бинтов, ваты и других расходных материалов. Да нет, я не против учета и контроля, но когда тогда лечить людей? А цены на лекарства давно стали «притчей в языцех» (это предмет всеобщих разговоров и постоянных пересудов). Вот и получается, что в нашей стране при крайне низких пенсиях и зарплатах, значительно меньших, чем в Европе, самые дорогие лекарства.

Небольшая статистика нашей жизни

По данным Центрального разведывательного управления США, которые отражены в отчете World Factbook за 2015 год Украина находится на 2-м месте (из 225 рассматриваемых стран) по уровню смертности на 1000 человек населения. Для нашей страны этот показатель составляет 14,46 случаев смерти на 1000 населения. 1-ю позицию занимает Лесото (государство в Южной Африке) с показателем 14,89 случаев смерти на 1000 населения, 3-ю — Болгария (14,44 случаев смерти на 1000 населения). Следует отметить, что, по данным World Factbook–2015, Украина занимает 182-е место из 224 по уровню рождаемости (10,72 родившихся на 1000 населения). В нашей стране каждый час умирают более 80 человек, что закономерно приводит к тому, что наблюдаются более высокие темпы падения численности населения, чем в других странах Европы. Что становится причиной этого? Прежде всего, это сердечнососудистые заболевания и различные формы рака. Ужасает статистика детской смертности. Каждые два часа умирает один ребенок в возрасте до одного года. Более полу миллиона человек болеют туберкулезом, более миллиона разными формами диабета. Страшно то, что из - за различных проволочек и недобросовестного отношения к выполнению обязанностей, можно констатировать факты, когда больные с тяжелыми формами заболеваний брошены на произвол судьбы и не снабжаются необходимыми лекарствами,

Но ведь о реформах говорили и, даже как-то старались делать их

Некоторая хронология. Были попытки, сразу же после обретения независимости в отдельных регионах страны, предпринимать и осуществлять шаги в этом направлении. Но только через 5 лет, в 1996 году, как бы наметились некоторые подвижки в этом вопросе. Почему об этом можно говорить? Да потому, что 49 статья Конституции (основного закона) Украины гарантировала право граждан Украины на получение бесплатной медицинской помощи во всех государственных медицинских учреждениях. Но, оказывается «палка была в двух концах». Опять же почему? Потому, что Кабинет Министров Украины утвердил перечень медицинских услуг, за которые государственные учреждения здравоохранения могли официально брать деньги у населения за предоставляемые услуги. Говорилось, что они будут незначительными и не очень значимыми. Однако в этот перечень попадали стоматология и трансплантология. (!). Думаю, что говорить о значимости такого документа нет особого смысла. Поэтому такие решения не были однозначно поддержаны и реализованы на практике. Но жизнь то «текла» и следующая веха наступила через несколько лет, когда Конституционный суд признал, что почти все услуги, за которые разрешалось «брать деньги» 2 года назад, являются жизненно необходимыми. Вывод был однозначным. Это противоречило 49 статье Конституции Украины. Но не все было так плохо. Положительным было то, что стали внедряться в стране статистические данные и показатели в нашем здравоохранении, что давало возможность сравнивать их с аналогичными показателями в других странах. Было легализовано добровольное медицинское страхование. На том и приостановилось поступательное движение вперед. Можно констатировать тот факт, что финансирование из государственного бюджета было ограниченным, страховая медицина так и не начала функционировать, в то время, как частная медицина только начинала развиваться. Процесс, как говорится, хоть медленно, но все-таки шел. В 2000 году Кабинетом Министров Украины было принято решение об утверждении порядка получения благотворительных взносов учреждениями здравоохранения. Оно фактически сделало законными неофициальные платежи в больницах и несколько увеличило их финансовые возможности. Поскольку благотворительные взносы имели и имеют определенные ограничения относительно их целевого использования медицинскими учреждениями, система неформальных платежей осталась и продолжила сосуществование. Следует отметить, что значимым событием для развития медицины стало утверждение первой комплексной программы «Здоровье нации» на 2002-2011 годы. Она очертила основные направления улучшения системы здравоохранения и определяла ответственных лиц за их внедрение (это министерства и органы местной власти). Ее задача состояла в том, что бы улучшить существующую систему предоставления услуг за счет государства. Примечательно то, что о добровольном страховании, как и приватизации медицинских учреждений речь даже не велась. Немного упомянули в этой программе об общеобязательном страховании. Только и всего! Но жизнь требовала реформ. Такой реформе, как ее назвали пилотной, был дан старт 1 января 2012 года. В Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и в городе Киеве она начала работать. Ее задачами было: снижение уровня детской смертности на 20 %; снижение уровня материнской смертности на 10 %;увеличение количества трудоспособных людей. Кстати анализ выполнения этих планов показал, что Днепропетровская область стала единственным, из назначенных пилотных регионов Украины, где удалось выполнить этот план относительно малышей: Лично мне приходилось присутствовать в детских больницах города, которым передавалось современное, очень дорогостоящее оборудование. Оно было закуплено за различные финансовые средства, но с радостью принималось медицинским персоналом. Итогом этого стало то, что смертность детей до 1 года была снижена на 24 %.

Некоторый анализ прожитых лет. 2015 год – начало новых реформ?

Прошло время, и те, кто должны были осуществлять эти преобразования в медицине, пытались дать ответы на то, что происходило в отрасли. Что же, они, как всегда, были весьма уклончивы или обобщающие. Вот некоторые из них, те, которые можно выделить из общего выяснения причин. 1) Мы хорошо умеем планировать, рассматривая варианты развития. Тем не мене далее дело не шло, потому, что как говориться «кто в лес, кто по дрова». Поэтому и не было единства в выполнении принимаемых решений. Далее. 2)Финансовая проблема. Я уже отмечал о не высоком уровне заработной платы. Но, откуда ей взяться, если ВВП государства не в состоянии ее поддерживать на надлежащем уровне. По подсчетам аналитиков, пациенты медицинских учреждений вынуждены финансировать расходы на здравоохранение, оплачивая сопутствующие медицинские услуги. Из их анализа следует, что в Украине население оплачивает услуги на 40%, в Чехии на 15,2%, в Германии на 23,7%, в Польше на 29,9%. 3)В течение длительного времени нет абсолютно никакой прямой связи между заявленной в Конституции нормой, которая предусматривает бесплатную медицину, имеющимся уровнем здравоохранения и качеством медицинских услуг. Я знаю, что в мире нет, и не может быть бесплатной медицины потому, что ежегодно стремительно развиваются способы борьбы с болезнями. И, как следствие этого, происходит удорожание оказания самой медицинской помощи, с одной стороны. С другой стороны – это удорожание расходных материалов, научных исследований для изготовления новых препаратов, новых методов лечения. Мне очень жаль, но после всего мною сказанного, приходится очень сомневаться в том, что эта норма Конституции будет выполнена. И еще. 4).Не было, на мой взгляд, в течение всех лет независимости политической воли руководства страны, сменяющих друг друга Президентов, чтобы образно говоря «стукнуть по столу кулаком», определить конечные цели реформы и решить проблему раз и навсегда.

 

Жить и верить – это замечательно

«Новая метла» - команда и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун приняла решение взять за основу уже разработанную предыдущим министром Александром Квиташвили реформу и немного ее усовершенствовать. За основу взята система страховой медицины, которая работает в Великобритании и скандинавских странах. Как же будет работать система здравоохранения? Первый этап - это реформа системы первичной медицинской помощи. В начале года каждый украинец должен будет заключить договор с семейным врачом, терапевтом, фельдшером или педиатром. Отношения между государством, врачом и пациентом будут строиться по модели страховой медицины. В Украине страховой медициной принято называть или персональное страхование в частных компаниях, или страхование сотрудников работодателями. Сейчас же механизм распределения денег станет иным. Деньги будут "ходить" за пациентом: Если раньше Минздрав оплачивал ежедневное содержание больничной койки, то в следующем году больницы будут получать деньги в зависимости от того, сколько врач, работающий в учреждении, ведет пациентов. Учитывать будут и качество предоставляемых услуг.Планируется создание государственного страховщика. Им должно стать Национальное агентство медицинского страхования. Чем будет заниматься новое ведомство? По сути, это будет связующее звено между Минздравом и больницами. Его функции — заключать контракты с медицинскими учреждениями, контролировать качество выполнения услуг, собирать статистику по отрасли. Почему реформа так важна для украинцев? Потому, что в ходе ее проведения предполагается поднять на должный уровень раннюю диагностику заболеваний. Это должно, в конечном итоге, сказаться на том, что у каждого жителя страны появится свой терапевт, который будет следить за его здоровьем. При возникновении серьезных проблем семейный врач будет направлять своего клиента к профильным специалистам.  Но здесь есть риски и подводные камни. Сегодня специалисты утверждают, что ни Минздрав, ни Национальное агентство медицинского страхования не смогут распределять бюджетные средства вручную. Деньги автоматически будут перечисляться из государственной казны на счета больницы. В тоже время есть большая проблема в том, что в условиях существующего правового поля страховая медицина невозможна, потому, что не в одном из Законов нет определения, что такое медицинская услуга и как определять ее стоимость. Еще одна большая проблема – это то, что в нашей стране нет реестра врачей, пациентов, а так же больниц. Дай то бог, что бы реформа «пошла», но данная концепция, на сколько я знаю, еще не нашла своего письменного подтверждения. Вот поэтому, зачастую визит к тому или иному врачу, бывает, намного мучительнее, чем сама причина заболевания. Таковы на сегодня реалии нашей жизни. 


Александр Лясковский. Член национального союза журналистов Украины. город Днепр.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

banner_instagram